ДНГ (dgevel) wrote,
dgevel

Малое Золотое кольцо на велосипеде. 7 мая - день 7

Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде. /Агата Кристи/

Какая радость - почивал до 6.40. Вылез из палатки - тишина, красота! Солнышко светит, а вот костёр не горит - дежурные ещё спят полным составом. Напомню, что все семеро пацанов сегодня главные по тарелочкам.

На ночь возле костра был оставлен рюкзак с продуктами. Александр Вячеславович вынимает из него пачку масла, а у той покусан уголок: видны следы маленьких зубов. Саша Шунин раздаёт Wi-Fi, я со своего телефона отправляю себе на стену сообщение: "Ночь на реке Шосе. Какой-то зверёк отъел угол у пачки масла". Получаю комментарий: "Надо внимательно посмотреть на губы попутчиков. Если жирные - точно он! :)" Не, это не я!

Собираем палатки и весь нехитрый скарб, убираем мусор (всегда увозили пакет с собой до ближайшего контейнера), делаем общий кадр и спускаемся с холма к дороге. Кстати, мечты сбываются: мы выдвинулись из лагеря в 8.58. Это рекорд! Задача на сегодня архисложная: нам надо и Переславль посмотреть, и подъехать максимально близко к Ростову.
Должен был давно написать, но в голову только сегодня пришло: Ваня на второй-третий день движения указал, что я не совсем верно сигнализирую колонне о своих действиях. То, что открытая ладонь поднятой вверх руки означает "стоп", известно. Этим же знаком я показывал, что притормаживаю - внимание, мол. Оказалось, что знак "внимание" подаётся поднятым вверх указательным пальцем. Ксения, например, показывает этот же знак двумя пальцами - указательным и средним, и в эти моменты получала от меня имя "Ксения-крестительница".

Приближаемся к железнодорожному переезду в посёлке Рязанцево. Шлагбаум опущен, машины стоят, локомотив тоже стоит неподалёку. Железнодорожники говорят нам: "Проезжайте, поезд ещё долго не пойдёт". Змейкой огибаем шлагбаум, и Сергей Афанасьев не преминул бросить в открытое окно автомобиля фразу: "Это одно из многих преимуществ велосипеда!" На автобусной остановке заправляем фляги водой с соком - солнце светит ярко, жидкости нужно много.

На выезде из посёлка наблюдали, как школьники вышли на субботник и прибирают территорию у воинского мемориала. Классом устроили фотосессию с нами, а Сергей вручил учительнице вымпел с нашими автографами и пожеланиями.

Надя едет вдоль колонны по обочине - расстёгнутая красная ветровка развевается подобно плащу за всадником, русая коса спадает из-под шлема... Поймал образ: княгиня Ольга, бросающая клич ратникам: "Витязи мои! Отмстим за князя Игоря!"

Вскоре появится на пути Переславль-Залесский. И первое, что нам надо посетить в этом славном городе - баня. Всё-таки неделю уже в пути. Пора, брат, пора! Саша Туторин уже пару дней спрашивает в деревнях, нельзя ли устроиться на помывку, но ответ был всегда отрицательным. А у меня в Переславле есть хороший знакомый, коллега по интеллектуальным играм, Яков Наумович. Звоню ему "с колёс" и интересуюсь - а где запылённым путникам можно омыть усталые ноги. Яков Наумович даёт азимут, ему и следуем. Правда, сначала порывались посетить сауну при въезде в город - час за 2000 - но благополучно проехали мимо.

Фото: Марина Филиппова

Итак, городская баня. Здание 1933 года постройки напротив городского рынка. Четверг, социальный день: билет на взрослого обойдётся в 80 рублей, на школьника в 30. Мужское отделение расположено на 1-м этаже, женское - на 2-м. Советского, похоже, времени плакаты возле кассы про соблюдение гигиены, опасность стригущего лишая и грибка. А я внушаемый! И тапочек для душа в списке оборудования в поход не было!

…если память мне не изменяет, в последний раз в общественных банях я был в начальной школе… Из раздевалки на цыпочках захожу в … в общем, в Северодвинске всё примерно так же было: покрытые кафелем скамьи, оцинкованные шайки… и мыльные пенсионеры. Короче, нечего оглядываться - мысль о грибке заставила меня молниеносно принять душ. Правда, из одного мыльного облака неслось, что нечего, мол - бери, мол, шайку и мойся, душ только для ополаскивания! Не-не-не! Душ и бегом в раздевалку, к спасительным носкам и обуви.

Стоим посреди города, чистенькие. Думаем, куда податься. Знаю, что где-то на берегу Плещеева озера есть музей ботика Петра I-го. Решаем, что едем к нему. Попутно пришлось объяснять, что это музей корабля, дедушки российского флота, а не музей ботинка Петра. Хотя... есть же здесь музей чайников, денег, находок. Мог бы быть и музей ботинка. Сворачиваем с главной улицы города на московский тракт, затем поворачиваем направо, к озеру.

Оказалось, что музей чуть за городом. Едем вниз порядка 4-х километров, и  в конце села Веськово обнаруживаем музей ботика. Вход на территорию - 20 рублей. Большая часть группы идёт прогуляться со мной и Надеждой Анатольевной, а вот Александру Вячеславовичу и Егору не до прогулки: стойки багажника Егора приняли опасную L-образную форму, необходимо срочно выгибать. Теперь пришлось разгружать Егора, и чемоданчик с инструментом перекочёвывает в рюкзак Ивана.

Задачу минимум - найти значок с гербом города - выполнил на первом же прилавке с сувенирами: "в нижнем поле две золотые переславские ряпушки в чёрном поле "в знак того, что сей оною копченою рыбой производит торг"".

Видно, что ребята уже устали - неделя в пути даром не проходит. В ботный дом, где и находится судно, приобретя билет, иду один: "Вы всё сфотографируете и нам покажете". Внутри идёт экскурсия, прислушиваюсь краем уха. Один турист, оценив мой наряд, интересуется, кто мы и откуда. Коротко поведал об уже пройдённом маршруте, наградой было восхищённое "Ого!". Фотографирую бот, стараясь сделать так, чтобы в кадр не попали люди. Когда группа вышла, смотрительница разрешила подняться по лестнице ко второму этажу и сделать кадр, в котором поместился весь бот "Фортуна". Спасибо ей огромное и прошу прощения за беспокойство.

Едем обратно в город. Теперь нам предстоит 4-хкилометровый подъём. Практически влетаем в него. Справа сверху огромный монастырь, решаю, что надо посмотреть и на него, однако меня никто не поддерживает. Прошу разрешения подняться одному, беру с собой рацию, чтобы не потеряться и объезжаю по периметру стены Успенского Горицкого монастыря, превращённого в музей.

По рации Саша Туторин сообщает, что группа проехала чуть дальше и обедает, я успел как раз к горячему супчику в столовой "Хуторок". Сегодня в рацион (и желудки) голодных туристов вошёл салатик из свёклы, борщ и чай с пирожком. Работники столовой поделились с нами солью, ибо наши запасы чуть истощились (кило покупать нам нет резона, хватит и 50 граммов).

Пора выдвигаться, ещё чуть-чуть, и мы окажемся на родной трассе М8! Закупаемся продуктами, грузим их в рюкзаки, и вот уже мы вновь в сёдлах. НО! На глаза попадается пьедестал с бюстом Александра Невского, ведь именно в Переславле в 1221 году он увидел белый свет. Фотографируемся группой на фоне памятника. Похоже, в первый раз за поход получился групповой снимок без велосипедов. На заднем плане в лесах стоит маленький храм - Спасо-Преображенский собор, заложенный Юрием Долгоруким 1152 году, в год основания города. Является самым ранним из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси. Вполне возможно, в соборе был крещен и Александр Невский.

16.04, выезжаем на М8!  По указателю, до Ярославля остаётся 121 километр, до Архангельска - 1067. Обсуждаем, а не рвануть ли своим ходом до родной области. Про себя  же размышляю, что неплохо бы сегодня намотать на одометр ещё километров 40.

Однако, мы не сильно торопимся, и делаем ещё одну остановочку: возле трассы на бетонной опоре стоит танк Т-34. Монумент посвящён Михаилу Ильичу Кошкину, конструктору легендарной тридцатьчетвёрки и героям-танкистам. Расположение памятника именно здесь не случайно: он стоит возле поворота на село Брынчаги, где родился легендарный конструктор, одевший в броню солдат.

Нас же в броню никто пока не одел, и уже в 16.23 пришлось об этом пожалеть. Ехали с горки, дистанция друг от друга небольшая, скорость - под 30 км/ч, и тут... события происходят как в замедленной съёмке: велосипед Кирилла швыряет влево, затем вправо, швыряет на отбойник и Кирилла выкидывает из седла на камни за отбойником, велосипед следует за ним. Сам он потом рассказывал, что наехал на камень и успел перед падением сделать сальто в воздухе.

Мне же было не до спецэффектов - бросаю свой велосипед, бегу к Кириллу. Он лежит лицом вниз, положив руки под голову. Предполагаю, что могут быть переломы и трогать пострадавшего нельзя. Поэтому сначала спрашиваю: "Кирилл, ты цел?" "Да",- отвечает. "Руками-ногами пошевелить можешь?" - "Могу". Выдыхаю, аккуратно переворачиваем. Парень явно родился в рубашке - у него три ссадины на подбородке и царапина на голени. Девчата протирают ранки перекисью. Теперь можно осмотреть и технику. Велосипеду досталось чуть больше: пара царапин на ЛКП и потребовалась замена рубашек и троса заднего переключателя. Проблема была решена за 23 минуты совместными усилиями техников и Александра Вячеславовича. Кстати, камня-виновника падения мы не нашли.

Я переживал, что Кирилл после полёта вообще не захочет садиться за руль велосипеда, однако мои страхи были напрасными. Если он и боялся, то виду не показывал. Молодец мальчишка.

В 16.50 мы второй раз за неделю пересекли реку Нерль. Где-то в этом районе на спуске с горки я достиг максимальной для себя скорости похода: 53,79 км/ч. Напеваю сначала про себя, потом вслух песенку:

Мы так давно, мы так давно не отдыхали.
 Нам было просто не до отдыха с тобой.
 Четыре области на велах отпахали,
 А завтра, завтра, наконец, последний бой.

Ещё немного, ещё чуть-чуть.
 Последний бой - он трудный самый.
 А я в Архангельск, домой хочу.
 А так давно не видел маму.

Часом позже мы устроили вечерний лёгкий перекус в придорожном кафе у посёлка Каменка. Каждому достались три блина со сгущёнкой и горячий чай. Кирилл дополнительно получил булочку за мужество. Саша пошутил, что за бонусные пирожки теперь все падать начнут. А вот Сергей Афанасьев заказал себе полный ужин и наслаждается им.

Подкрепившись, мы готовы к новым приключениям на маршруте. Александр Вячеславович сверяется с навигатором, ищет речку для ночёвки. Ближайшая - Сара, или до, или после села Петровское. Едем, посмотрим на оба варианта. Первый явно хуже: он в черте населённого пункта.

Начала отставать Надежда. Подъезжаю, пытаюсь взять на буксир - не даётся, оттормаживается, в глазах - предательские слёзы. Оказывается, её беспокоит колено. Поговорили, успокоил, беру на буксир - мы своих не бросаем. Попросил Вову и Ваню помочь девчатам забираться в горки, сам же при малейшем изменении рельефа помогаю Наде. Пролетели через Петровское, встали неподалёку от АЗС - необходимо заправиться водой на вечер. Александр Вячеславович проехал чуть дальше разведать место, нашёл его и пытался по рации сообщить группе радостную новость - однако у Вани сели батарейки в рации, и Саше пришлось воспользоваться телефоном.

В 20.10, в сумерках, благополучно добрались до реки с названием Пулохма - видимо, это приток Сары. Рядом столб "188" на трассе М8. Это означает, что от Переславля нам удалось отъехать на 47 километров. Встали на ночлег в смешанном лесе, где хватает и сосен, и берёз. С одной стороны лагеря шумит оживлённая в любое время суток федеральная трасса, с другой - по железной дороге снуют поезда. Устали все, особенно вымотался Сергей Афанасьев - он поставил палатку и сразу, без ужина, лёг спать. Может быть, его трапеза в кафешке была сытной.

Сгоняю с ноги какое-то насекомое. Возможно, клеща. Немного паникую и переодеваюсь в закрытую одежду. Ксения на всякий случай опрыскивает палатки спреем от насекомых. С Кириллом сходили к реке за водой и принесли аж 36 литров. Хватит и на завтра, для умывания. А у костра уже готовится ужин, парни орудуют ножами и поварёшками. На ужин мы сегодня решили сварить суп, ибо пакеты везём аж из Северодвинска, пора и избавиться - это последняя ночёвка под открытым небом, запасы можно не жалеть. Плюс - салат (огурцы, помидоры, чеснок), на десерт - кофе и вафли. И здоровый сон в заключение.