ДНГ (dgevel) wrote,
ДНГ
dgevel

Малое Золотое кольцо на велосипеде. 8 мая - день 8

Чтобы понять, что небо везде синее, не надо совершать кругосветного путешествия.
/Иоганн Вольфганг Гёте/

5.25. Опять зачем-то проснулся раньше всех. Бодрый, выспавшийся. Похлопотал по хозяйству - развёл костёр, сходил к речке за водой, снял тент с велосипедов. Побродил по окрестностям, обнаружил следы присутствия бобров: подгрызенную и поваленную берёзу.

Лагерь начинает оживать. Зажужжали молнии в палаточных тентах - дежурные проснулись. На завтрак у нас сегодня рисовая каша и кофе/чай с бутербродами - один с сыром, один с колбасой. Девчата раздают каждому ежедневную порцию карамелек на дорогу. Особо не торопимся: впереди последний ходовой день. С особым старанием скатываю спальник и коврик, предварительно просушив на солнышке - они мне верой и правдой служили весь поход. Вечером в Ярославле нас ждёт тёплая ночёвка в центре детского туризма и экскурсий (Сквозной переулок, 5а) с кухней, душевой и кроватями.

Стоянку украшает сосна, на которую я, само собой, залез и сделал кадр нашей команды перед выездом.

В 9.20 покинули лагерь и начали поглощать километр за километром трассу, двигаясь, как обычно, по технической полосе. Чуть было не потеряли сапог Полины: они  были помещены в свёрнутый туристический коврик, и при движении один выпал. Поля ехала в голове колонны и сбежать непокорной обувке ребята не дали. Посёлки вдоль дороги пестрят прилавками, с которых продают семена и домашние закрутки:

Вскоре по правую руку показалось озеро Неро, а затем - и поворот на Ростов, один из древнейших русских городов (862 год). Знакомство начинаем со Спасо-Яковлевского монастыря. Торговец сувенирами у стен, завидя нас, бросил в сторону коллеги репликой: "О, денежка приехала!" Дети утолили жажду наживы торговцев, приобретя заветные магнитики со словом "Ростов".

Перед тем как попасть внутрь монастырских владений, девчатам выдают платки и юбки. Мы побродили между храмами, любуясь архитектурой, оценили водичку из святого источника, посидели на скамеечке у пруда, поели конфет в беседке, поднялись на смотровую площадку, с которой в одну сторону можно полюбоваться водной гладью озеро Неро, а с другой - оценить масштабы монастыря.

В кафешке для туристов и паломников Надежда Анатольевна купила стакан свежевыжатого томатного сока, и на этом наш монастырский шопинг завершился. Мы двинулись дальше, взяв курс на купола ростовского кремля.

Продефилировав рядом с участниками легкоатлетической эстафеты, припарковались возле кремля, и чуть позже к туда же прибыла ещё одна колонна велосипедистов. Но я в это время уже был на сувенирной ярмарке, где напал на значковый Клондайк: моей добычей стали гербы Ростова, Владимира и значок с видом Ферапонтова, в котором я был лет 10 назад. Получается, что я не смог найти за время похода лишь герб Иваново.

Вернулся к кремлю, большинство ребят уже пошли знакомиться со стариной, у велосипедов остались чета Туториных и Ксения. От них я узнаю, что прогулка по кремлю заканчивается в 13.00. В кассах и увидел незнакомых людей в велошлемах, обсуждающих, какие выставки следует посетить и каков бюджет. Лично мой ограничился 150 рублями: купил два билета - "Архитектура Ростовского кремля" и "Переходы по стенам кремля". Здесь же в сувенирной лавке не удержался и приобрёл "антикварный" герб Переславля, отлитый в лучших алюминиевых плавильнях страны советов. Их там было ТРИ вида, отличающихся состоянием и надписью: "Переславль", "ПереЯславль" и "Переславль-Залесский". Кстати, букву "Я" город утратил ещё в 15 веке.

Отошёл от темы. Так, цитирую всезнающую Википедию: "Ростовский кремль был построен в 1670-1683 гг., по единому замыслу заказчика - митрополита Ионы Сысоевича. Это замысел предполагал создание рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре". Понятно?! Пусть ненадолго, но мы побывали в раю!

Кирилл составил мне компанию в путешествии по переходам. В одном из залов экспозиции моё внимание привлекла табличка: "Съёмка без использования вспышки и штатива РАЗРЕШЕНА". Прошу хранительницу разъяснить  - а штатив-то чем не угодил? "Одно могу сказать - это всё очень неблагоприятно влияет на экспонаты!" - было мне ответом. Хотя я полагаю, что штатив просто мешает свободному перемещению других посетителей музея. А мне штатив не нужен - в одном из залов я просто лёг на чугунный пол, чтобы обхватить больше пространства.</span>

На стене вновь пересёкся с велосипедистами и велосипедистками, спросил одну из них о маршруте. "Мы сегодня из Москвы, едем во Владимир". В голове нарисовался нехилый для гружёных велосипедов СЕГОДНЯШНИЙ маршрут "Москва-Ростов", я с уважением протянул: "Быстро вы!", - и получил ответ: "Так на электричке же - понятное дело, быстро!" Оказалось, что Ростов - лишь стартовая для них точка похода. "Как неспортивно!" - вырвалось у меня, и тут же прикусил язык - я не представляю, как выбраться из Москвы на велосипеде.

Что вам ещё поведать? Про то, что ростовский кремль играл в "Иване Васильевиче…" роль Москвы, вы и без меня знаете, а здесь ещё и со стендов на вас глядят лица Юрия Яковлева и Савелия Крамарова. Закончил я осмотр красот в 12.45, выхожу за ворота - а там только Ваня. Остальные уже нагулялись и уехали обед, и Иван знает, куда именно - в ресторан "Теремок". И вновь наш бюджет на питание составил чуть больше 100 рублей на человека: свекольно-чесночный салат, солянка, компот.

При въезде в город я, доставая фотоаппарат, неудачно провёл лямкой рюкзака по наручным часам и сломал шпильку, держащую ремешок. Хорошо бы найти часовую мастерскую - без часов на запястье чувствую себя неуютно. На стоянке такси спросил у водителя - есть ли где поблизости мастерская.  С радостью услышал, что есть, всего в 150 метрах. Взял с собой за компанию Ивана, подъезжаем к ларьку "Ремонт часов". Закрыто - обед с 12 до 13. Хм. На часах - 13.01. Ждём - всякое бывает. Однако даже в 13.11 мастер не появился. Ну, нет, так нет, попытаю счастья в Ярославле.

Выдвигаемся - дорога нас заждалась. Но вот прямо взять и выехать у нас не получилось: мы заметили почётный караул у Вечного огня, состоящий из школьников [помимо всего прочего, наш поход посвящён и 70-летию Победы]. Подъехали, поздоровались с активистами, подарили традиционный вымпел, попросили сделать кадр на фоне комплекса и, конечно, получили разрешение. Однако, пришлось выстоять мини-очередь: несколько рабочих в спецовках с надписью на спине "Газпром" делали коллективное сэлфи перед огнём.

В 13.30 выехали из города. Ехали с хорошей скоростью, часто дорога шла под уклон. Через пару часов показался указатель: "Ярославль - 40". Предположил вслух, что в 17.30 (при текущей скорости 20 км/ч плюс полчаса не непредвиденные обстоятельства) будем в городе, предложил даже пари (на интерес). Надя высказала предположение, что наше путешествие завершится в районе семи вечера, Ваня высказался за версию "около шести". Кирилл был самым оптимистичным и остановился на 17.00. Есть предположения, кто выиграл пари?

…всем ведь знакомо выражение "хочешь насмешить бога - расскажи ему о своих планах"? Нет, специально медленнее, спорщики, выступающие за поздний приезд, конечно, не ехали. Александр Вячеславович сказал, что ещё никогда так рано не приезжал и хочет насладиться неторопливой поездкой…  Потом в 16.55 на середине прекрасного 2,5-километрового спуска Ксения ловит прокол и его довольно долго устраняют. Затем, километрах в 10 от городской черты мы решили, что пришло время подкрепиться. Заехали на АЗС, где оператор напоила нас чаем-кофе и подогрела в микроволновке полуфабрикатные блинчики со сгущёнкой и вишней.

На выходе я подшутил над Мариной, официальным фотографом нашей группы: она обычно ехала с сумкой фотоаппарата через плечо, чтобы всегда быть готовой сделать отличный кадр. А на заправке сняла камеру с оставила на ступенях, заболтавшись с подругами, и совсем забыла про него. Недолго думая, я взял фотоаппарат и припрятал его. Заговорщицки перемигнулись со свидетелями, договорившись, что обязательно попросим Марину сфотографировать нас у стелы на въезде в город и посмотрим на её реакцию. Не самая добрая шутка, я понимаю. До стелы нам не довелось доехать: километров через пять Марина резко дёрнулась в седле, с изменившимся лицом повернулась назад и ощупала поясницу, где обычно располагалась камера. Вернул ей пропажу со словами: "Всё в порядке, фотик у нас". Мариночка, прости меня за злой розыгрыш.

Вернёмся к пари. В 17:30 (плюс-минус пара минут) показались первые здания и растяжка над дорогой "Добро пожаловать в Ярославль". Но рано было отмечать победу - потом выплыл указатель, из которого следовало, что до города ещё несколько километров. Мы развернули дискуссию - а изначально наше пари было о какой точке города? До первых зданий, до стелы или до того места, где мы скажем "финиш"? Если до первых строений - то выиграл я. Вариант "стела" принёс победу Ване: к большим буквам "ЯРОСЛАВЛЬ" мы прибыли в 17.45. А возле центра туризма мы оказались в 18.46, так что тут права Надежда Анатольевна. Внутренне я был согласен с третьим вариантом.

Как видите, мы потратили час, пробираясь по городу: в толчее большого города (а по меркам Северодвинска, Ярославль - большой) мы долго приближались к месту последней ночёвки похода. Скажу вам - это был насыщенный час: нас подрезал пенсионер-автомобилист на ВАЗовской "четвёрке"; мы пересекали мосты через Волгу и Которосль; проезжали мимо древних храмов в лучах заходящего солнца. Александр Вячеславович в трафике выронил флягу с водой, и мы не смогли её подобрать - было страшно остановиться, пришлось пожертвовать её богу асфальта. Руководитель группы выбрал самый длинный из возможных маршрутов, чтобы мы смогли проехать по набережной Волги и познакомиться с Ярославлем поближе. Меня привел в изумление сложностью произнесения топоним "Закоторосльная набережная" - запросто можно отрабатывать дикцию.

Как я уже упоминал, в 18.46 мы финишировали. Статистику дня и похода в целом подсчитаю позже, сейчас же мы снимаем рюкзаки с велосипедов и устраиваемся в номера. Наши верные кони остаются ночевать на улице, за забором центра, под тентом, замками и наблюдением ночного дежурного. Мы же занимаем два номера с двухъярусными кроватями. Душ и зарядки для телефонов - первое дело. Происходит спор - как же зарядить ВСЕ телефоны, планшет и фотоаппарат, имея всего две розетки в коридоре (в номерах их нет). Мальчишки дали девочкам полчаса на зарядку, затем, мол, произойдёт "смена караула". Так и менялись.

Делегацией взрослых идём искать продуктовый магазин, потому как ужин сам себя не приготовит. Пошли пешком, но по привычке показывали знаки руками - повороты и препятствия на дороге... Пока закупались продуктами, лицезрел двух прелестных персонажей: "за десертом" приплыли два здоровых мужика, вся одежда которых состояла из резиновых тапочек и полотенец на бёдрах - из бани напротив.

Мы делим крышу с делегациями взрослых и детей, прибывающими на Кубок России по многоборью радистов. Они всё прибывали и прибывали, и все хотели кушать, поэтому нам пришлось ждать освобождения кухни-столовой довольно долго. Затем девчата быстро пошинковали салатик, я показал фокус, как быстро чистить яйца, выдувая их из скорлупы (Марина попыталась повторить, юморно надувала щёки, и в конце концов почистила по старинке), сварили макароны с сардельками, поужинали. В номере ребята играют в карты на отжимания - Кириллу пришлось отжиматься в несколько подходов, ещё и на утро осталось.

Собственно, на сегодня всё Да и вообще всё - поход завершён. Отбой. Можно отсыпаться за весь поход. Завтра нас ждёт поезд домой во второй половине дня, но это уже совсем другая история.

А я снова хочу в поход - в незнакомые города, дороги. Хочу мёрзнуть в палатке и ужинать у костра. Мокнуть под дождём и сгорать на солнце. Ибо мне кажется, что настоящая жизнь - там, в движении. Спасибо всем, кто сделал поход таким великолепным и незабываемым: Александру, Наде, Ксении, Ване, Саше, Тимуру, Роме, Полине, Егору, Кириллу, Дарине, Вове, Марине, Сергею.

Искренне ваш, ДНГ

Фото: Марина Филиппова

Пробег за день: 87,8 км. Общий - 651,08 км
СЛОВО ДНЯ: потеряшки

P.S.: Вдруг вас заинтересует фотоальбом ВКонтакте.